Час общения
Кл.руководитель Н.М.Черноиван
Тема: «Конфликты в нашей жизни» Цель: ознакомить детей с понятием «конфликт» и «конфликтная ситуация», развивать навыки предупреждения конфликта; способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия; повышение сплоченности коллектива Оборудование: компьютерная презентация, словарь С.И.Ожегова, ситуации для обсуждения Ход часа общения І. Вступительное слово - Добрый день, дорогие друзья! Мы собрались с вами, чтобы вместе поговорить на тему: «Конфликты в нашей жизни». Выбор этой темы не случаен. По статистическим данным, 75% старшеклассников считают, что подвергаются насилию: психологическому ( насилие над личностью) физическому (причинение вреда здоровью) экономическому (вымогательство денег) сексуальному В основе любого насилия лежит конфликт. При помощи теста, беседы, игры и по возможности откровенных высказываний, решений мы попробуем понять, что такое конфликт, как и почему он происходит, как вести себя в подобной ситуации, как быть мудрее, выше конфликтов. ІІ. Беседа Вопросы: Приходилось ли вам участвовать в конфликтной ситуации? Вспомните, от чего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта? Предлагаю вам закончить предложения, записанные на доске. Конфликт – это… Я боюсь конфликта, потому что… Я не боюсь конфликта потому, что… Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожи: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться. - А что такое конфликт? Обратимся к словарю С.И.Ожегова. Конфликт – 1. Столкновение, разногласие, спор. 2. Столкновение противоположных сторон, мнений, сил, серьезное разногласие. Ученые выявили несколько разновидностей конфликтов. Конфликт
Неуправляемый (в автобусе наступили на ногу…)
Внутренний (холодная напряженность)
Избегание (человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение)
Продолжим разговор о собственном поведении в конфликтной ситуации. ІІІ. Тест (приложение 1) (сделать вывод из тестирования) Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространенных. 1 способ – «мягкое противостояние» - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. 2 способ – конструктивное предложение – это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех. ІV. Игра-практикум Рассмотрим конкретные ситуации (приложение 2) Учащиеся объединяются в группы для обсуждения предложенных ситуаций. Задание группам: обсудить конфликтную ситуацию, предложить найти выход из этой ситуации. Для того, чтобы решать конфликтные ситуации, каждому человеку необходимо быть толерантным. А что же такое толерантность и откуда появилось это слово, нам расскажут наши «научные сотрудники». V. Выступление группы историков У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ, которое имеет свою историю: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. Выступление группы лингвистов Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми. Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по разному: В испанском оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; В английском – готовность быть терпимым, снисходительным. В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. В русском – способность терпеть что- то или кого-то. толерантность
Прощение
Уважение прав человека
Сотрудничество
Терпимость
Сострадание
Принять другого таким, какой он есть
Милосердие
Уважение человеческого достоинства
VІ. Заключительное слово учителя Мы не можем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это, однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни ругани, т.е. не было конфликтов. Китайская притча «Ладная семья» Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли таких семей. Но дело в том, что семья была особая- мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село и обрадовался: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не очень силен был в грамоте. Передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа : 100 раз любовь, 100 раз терпение, 100 раз прощение. Прочел владыка и спросил: - и все? - Да, - ответил старик. Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, и мира тоже. Будьте терпеливы и доброжелательны! Желаю вам успеха. Приложение 1. Тест «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации?» Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте определенное количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего стиль поведения. Если подобным образом ведете себя часто – 3 балла от случая к случаю – 2 балла редко – 1 бал Вопрос 1. Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации? Угрожаю или дерусь Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей. Ищу компромиссы. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно. Избегаю противника. Желаю во, чтобы то ни стало добиться своей цели. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем категорически – нет. Иду на компромисс. Сдаюсь Меняю тему. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось. Немножко уступлю, и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону. Предлагаю мир. Пытаюсь обратить все в шутку. На доске: 1611А 2712Б 3813В 4914Г 51015Д Подсчитайте количество баллов под номерами… Узнайте количество баллов по типам. Определите свой стиль (больше всех баллов по буквам) А. – это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что-то бы то ни стало, стремитесь выиграть. Это тип человека, я всегда прав. Б. – это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы всегда стараетесь предложить альтернативу, ищете решение, удовлетворили бы обе стороны. В. – «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс. Г. – «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» своей добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей. Д. – «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения. Приложение 2. Ситуации для обсуждения Ситуация №1 Класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию? Ситуация №2 В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед учителями и одноклассниками – мальчишками. Посыпались записки, звонки с предложениями встретиться сходить в кино и т.д. Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравиться. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если такая «песня» будет продолжаться, то ей в этой школе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. И вообще, с кем хочет, с тем и будет встречаться. Как добиться понимания? Ситуация №3 На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?
|