П`ятниця, 17.05.2024
Відділ освіти Цюрупинської РДА
Меню сайту
Категорії каталога
Газета [4]
Накази [2]
матеріали семінарів [35]
Наше опитування
Оцените мой сайт
Всього відповідей: 161
Головна » Файли » матеріали семінарів

Інтернет - семінар вчителів зарубіжної літератури
[ ] 20.11.2009, 08:54
Тема: Владимир Маяковский. Трагическая судьба поэта. Вера в преобразующую силу поэтического искусства. Новаторство поэзии Маяковского.
Цель: дать целостное представление о личности и творчестве Маяковского, определиь характерные особенности его поэзии, ее новаторский характер; развивать понимание и интерес к поэтическому наследию поэта; воспитывать стремление к чистоте и благородству человеческих отношений.
Тип урока: урок – презентация. Оборудование: портреты Маяковского, рисунки автора к произведениям, «крылатые» слова поэта.
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности
1. Слово учителя
В 50е годы в Москве, в Колонном зале Дома союзов проходил вечер, посвященный памяти великого поэта нашего времени – В.В. Маяковского. Один из ораторов произнес: «Низкий поклон и большое сердечное спасибо скромной русской женщине, матери, которая выносила, взрастила и воспитала нашей родине такого поэта». Едва он произнес эти слова, все поднялись в одном едином порыве со своих мест, и, стоя, обернулись к ложе возле трибуны. Там, за барьером, сидела маленькая, седая, преклонных лет женщина. Несмотря на свои годы, она держалась удивительно прямо. В зорких, не знающих очков, глазах, строгих и вместе с тем застенчивых, жила глубокая и ясная мысль… Она, эта маленькая женщина, старалась упрямо перебороть волнение, и только дрогнули вдруг губы резко очерченного рта. И хотя годы десятками морщин окутали и смягчили эту характерную складку губ, те, кто знал в жизни и навсегда запонил образ Маяковского - отчетливо увидели памятные черты, которые перенял от матери великий сын. Да, то была Александра Алексеевна Маяковская, мать поэта.
II. Объявление темы, цели и задач урока
 1. Вступительное слово учителя
О нем, Владимире Маяковском, и пойдет сегодня речь на нашем уроке. Как же рос? Как созревал и формировался этот гигантский талант? Как закалялся этот боевой, несокрушимый характер? Мы будем говорить словами матери, потому что каждая стараница ее книги о сыне – это за сердце берущий документ (написала книгу в возрасте 83 лет, умерла в 1954году. Большой зал, где стоял ее гроб, не мог вместить и небольшой части тех, кто пришел отдать последний поклон матери Маяковского. История литературы не понмнит, чтобы с такими почестями хоронили когда-нибудь мать писателя).
III. Формирование новых знаний, умений и навыков
1. Мультимедийная презентация учащимися жизненного пути Маяковского.
1-й ученик. Маяковский родился в Грузии в селе Багдади 19 июля 1893 года (с. Мяковски) Величественная природа Кавказа для многих русских поэтов была источником вдохновения. Кавказ для Маяковского с детства был обыденным, привычным, знакомым. И наоборот, далекой, заманчивой представлялась Россия с ее заснеженными деревнями, многолюдной, шумной Москвой, строгой красотой Петербурга. Казалось, нужно только подняться на вершину, за которую обычно заходит солнце, и сразу откроется страна, о которой мечталось, в которую так тянуло. Но пока приходилось ограничиваться картинками в иллюстрированных журналах.
 2-й ученик. Отец – Владимир Константинович – лесничий, около 1000 десятин в его ведении. Весь отдавался работе. В лесные поездки брал с собой сына, который очень рано научился сидеть в седле (7лет). Мать – Александра Алексеевна вела хозяйство, воспитывала детей. Она была и первой учительницей Маяковского. Рос он вместе с сестрой Ольгой, старшая сестра Людмила в то время училась в закрытом пансионе в Тбилиси. Никто не ограничивал свободу детей (стр. 7 из биографии писателя – Владимиров, Молдавский).
3-й ученик. Первая поездка на настоящем пароходе для Володи - огромное событие. В Сухуми (вспоминает сестра Людмила) катались на лодках, и Володе очень хотелось увидеть конец моря, он просил скорее грести к горизонту. Но самое большое впечатление оставил маяк. «…его назначение Володя воспринял не по-детски» - Как вы думаете, почему? (ответ Маяковского – « освещать дорогу, показывать правильное направление – это же очень ответственно) С тех пор в Володином альбоме появились первые зарисовки: морские просторы, парусные лодки, пароходы, и, конечно же, маяк. Его Володя рисовал во всех видах. Мальчику казалось очень значительным, что название этого морского великана, указывающего путь кораблям, имеет какое-то отношение к его фамилии, и позже, в гимназии, ему нравилось, что товарищи по классу называли его Маяк.
4-й ученик. Читать Маяковский научился рано, по поводу «Дон Кихота» сказал: «Вот это книга! Сделал себе деревянный меч и латы, разил окружающее!». Маяковский с детства умел как-то особенно легко и просто знакомиться, сходиться с людьми. Много друзей среди грузинских ребят, мог часами разговаривать со взрослыми, держась как равный. Еще одна черта Маяковского: с детства был аккуратен, деловит, поразительно трудолюбив и неутомим в работе. Всегда собран, сосредоточен, весь подчинен внутреннему чувству ответственности. Всякое дело доводил до конца. Если увлекался чем-нибудь, то не поверхностно. Таков интерес его к астрономии. Он даже мечтал в детстве быть астрономом и хорошо разбирался в звездной карте. « Я дедом казак, другим – сечевик, по рождению грузин».
 5-й ученик – презентация фотоматериалов 1902г. – Кутаисская гимназия 1905г. – участие в политической жизни Кутаиси 1906г. – умер отец от заражения крови, семья едет в Москву. Гимназия, на квартире – студенты – социалисты 1908г. – вступает в РСДРП (15 лет) «товарищ Константин», «Высокий», «Аресты» (попал в засаду на квартире, где была разгромлена подпольная типография) - освобождение (14 лет, не мог быть осужден) Из гимназии отчислен – нечем платить. В конце лета принят в Строгановское художественно-промышленное училище, спустя несколько месяцев - второй арест ( к аресту отнесся спокойно, много читает). Летом 1909г. – арест (вместе с матерью и сестрами принимал участие в организации побега 30ти осужденных на каторгу политзаключенных), вел себя вызывающе. Протокол: «Я, Владимир Маяковский, пришел сюда по рисовальной части, отчего я, пристав Мещанской части, нахожу, что В. Маяковский виноват отчасти, а посему надо разорвать его на части».
6-й ученик Бутырка – центральная тюрьма, заключен в одиночную камеру. 11 месяцев, проведенных в камере №103, называл «важнейшим» временем, много читает(Брюсов, Бальмонт, Сологуб, Белый). Интерес к символистам. Маяковский пробует писать такие же стихи, но вкладывает в них мысли и чувства. Надзиратели при выходе из тюрьмы забрали тетрадь стихов. Позднее напишет: «Спасибо надзирателям – при выходе отобрали. А то б еще напечатал!» 1910г. - ыпущен через 6 месяцев, по малолетству. 1911г. – поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. Встреча с Бурлюком - художником – «кубистом» (мир – сцепление кругов и треугольников, кубов и цилиндров). Бурлюку читает свои первые стихи, говоря, что они принадлежат другому, когда Маяковский прочел, Бурлюк сказал: - Да вы же гениальный поэт! И уже утром, знакомя с кем-то Маяковского, представил его: - Не знаете? Мой гениальный друг. Знаменитый поэт Маяковский. А потом говорил смущенному поэту: - Теперь пишите, а то вы меня ставите в глупейшее положение. Бурлюк перед Маяковским поставил замечательные перспективы: делать настоящее искусство, печататься, выставлять свои картины, выступать на литературных вечерах. Училище заброшено, череда выступлений, диспутов, споров. Выступали под свистки, ругань, и бешеные овации. В газетах их называли футуристами.
2. Выразительное чтение произведений Маяковского «А вы могли бы?», «Послушайте!» с идейно-художественным анализом (работа в парах).
Задание: - Прочитайте стихотворение. Посоветуйтесь и определите тему, главную мысль, художественные образы.
 3. Знакомство с манифестом футуристов.
Манифест футуристов:
«Мы, гениальные дети современности, пришли к вам, чтобы на чашу весов действительности положить свое слово футуризма. Прошлое тесно и темно, сбросим Пушкина, Толстого, Достоевского с парохода современности. Красота, гармония форм – выдумки тех, кому нечего сказать. Мы бросили вызов всем прилизанным и приглаженным, надушенным и напомаженным. Забудьте сладенькие речи о любвях и соловьях и выслушайте наше зримое, весомое, новое слово. Ничто не может быть прекраснее картины, нарисованной слепым художником на оберточной бумаге, гнилого яблока, лежащего в саду, ведь жизнь груба и искусство должно быть грубым. Поэзия не маска, не пудра, скрывающая язвы жизни. Русский язык не идеален, он полон нечисти, искажающий сущность вещей. Мы изобретем новые слова, придумаем вселенский язык. Мы создадим новое синтетическое искусство будущего, утвердим эстетику урбанистической литературы. Далеким потомкам мы завещаем фруктовый сад наших великих душ».
4. Проблемный вопрос:
- Что привлекло Маяковского, революционера-подпольщика в футуристах? (Их стремление объявить себя «новаторами» и даже «революционерами» в искусстве. Крикливое отрицание футуристами классической литературы прошлого (молодой поэт наивно полагает, что путь к новой, революционной поэзии лежит через отрицание всего старого искусства). Ранние произведения Маяковского чрезмерно зашифрованы, сложна в них система тропов и ассоциаций, что, безусловно, свидетельствует об идеологической незрелости начинающего поэта. На выступлениях футуристов появилась «желтая кофта» - одеяние, сшитое матерью Маяковского для выступлений из полосатой желто-черной материи. Поэты футуристы писали по-разному: Крученых – заумно, Хлебников – экспериментировал со словами, Северянин – писал на изысканном жаргоне.
7-й ученик В стихах Маяковского напряженно бился пульс времени, это были строки бунта и ненависти, империалистическая война. (зачитываются размышления Маяковского о месте поэтов в дни войны, об отношении к кровавой бойне). Видел разгульную жизнь тыловых «патриотов». Петроград – артистический кабачок «Бродячая собака». 1915 год – приехал в Петроград и прочитал знаменитое стихотворение «Вам»( стр.29) (стр. 32 - биография Маяковского - Владимиров). Реже выступает со статьями о футуризме. Работает над поэмой «Владимир Маяковский» Одесса, встреча с девушкой, любовь, отказ – назвал поэму «Облако в штанах». Прочел Горькому впервые. Горький плакал. В ней, в поэме, 4 крика:
- долой вашу любовь!
- долой ваше искусство!
 - долой ваш строй! - долой вашу религию!
 8-й ученик Революция - единственное спасение от царства «жирных», торжества пошлости и сытости. Июль 1915г. Знакомство с семьей Бриков (Брик Осип Максимович – литератор, издал поэму) Февральская революция. Неодобрительно присматривается к событиям. Революцию же 1917г. приветствовал: «Моя революция!» В своей автобиографии он написал так : «Октябрь. Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня не было. Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось.» 1919г. – Москва. Работал для фронта: рисовал плакаты – «Окна сатиры РОСТА». Почти ничего не писал, но одно стихотворение все-таки создал - «Необычайное приключение»
 5. Выразительное чтение и анализ поэзии
9-й ученик 20 – е годы – поездки по стране, поездки за границу. «Зачем обычно писатели ездят за границу? Ездят удивляться. Я же ездил удивлять». 20 – е годы – Германия, Франция, Польша, Чехословакия, США, Мексика, Куба. Вот тогда и появились стих-я «Бруклинский мост», «Бродвей», «Прощание», «Стихи о советском паспорте». «Дубликатом бесценного груза» представлялся Маяковскому паспорт. Загадочная метафора. Радость полученных прав и груз общих гражданских обязанностей должен ощутить каждый, получивший паспорт.
6. Беседа с учащимися о гражданской зрелости
 Слово учителя
 - Примером высокого патриотического долга является стих-е Маяковского «Товарищу Нетте, пароходу и человеку». А всякого рода недостатки поэт сатирически изобразил в стих-и «Прозаседавшиеся».
7. Выразительное чтение и анализ поэзий.
8. Слово учителя
- Только настоящий поэт, человек с высоким чувством гражданина земли мог так написать об Украине: «Разучите эту мову на знаменах – лексиконах алых, - Эта мова величава и проста: «Чуешь, сурмы загралы Час расплаты настав» («Долг Украине»)
 9. Выразительное чтение и анализ стих-я
10-й ученик Вечная тема лирики – любовь – проходит через все творчество Маяковского (поэма «Люблю», «Про это», ряд лирических стихотворений) Маяковский говорил: «Исчерпывает ли для меня любовь все? Все, но только иначе…Любовь - это жизнь, это главное… От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все. Любовь – это сердце всего, если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным…, но, если сердце работает, оно не может не проявляться во всем. Но, если нет деятельности, я мертв».
10. Выразительное чтение стих-й «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову».
 (любовь, по мнению поэта,- это «настоящее пробуждение творческой энергии, прилив свежих сил, желание трудиться и совершать великие дела.»
Хвост кометы в конце произведения – мысль об остром поэтическом слове. Силу чувств Маяковский возносит до критического уровня, до края жизни и смерти. «Все чаще думаю – не поставить ли лучше точку пулей в своем конце». Напряжение, разрыв с друзьями, месть врагов, ругань, клевета в критических журналах. Нападки на Маяковского: Г. Ростов: - Маяковский, ваши стихи умрут раньше вас. Все что вы делаете – это не поэзия. Маяковский произнес вслед этому человеку: - А вот вы не умрете, вам поставят памятник. Этот памятник будет памятником пошлости. В политехническом институте: - Ваши стихи нас не заражают, не волнуют, не греют. Ответ Маяковского: - Мои стихи не чума, не море и не печка.
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа с конспектом
Новаторство Маяковского: - писал «лесенкой»; - освободил стих от обязательных канонов размера, акцентируя внимание на ударениях; - неожиданные рифмы – особое внимание к содержанию; - сдвинул слово с мертвой точки, до предела довел эмоциональную «емкость»; - ораторские приемы и интонации; - использование развернутых метафор, гипербол. 2. Заключительное слово учителя Мне и рубля не накопили строчки, Краснодеревщики не слали мебель на дом. И кроме свежевымытой сорочки, скажу по совести, Мне ничего не надо! «Уехать бы куда-нибудь в деревню, чтоб только ругани не слышать». Предсмертная записка Маяковского (зачитать). Так уж повелось: к яркой поэтической звезде стараются подтянуться, иногда даже подняться на цыпочки. Но некоторые поэты забывают, однако, о том, что никогда еще форма, оторванная от содержания, не давала возможности не только добраться до предмета подражания, но и приблизиться к нему даже в малой степени. В этом весь Маяковский.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Оценивание знаний учащихся. Задание по рефлексии: - Напишите самое важное из того, о чем вы узнали, изучая тему. Составьте хотя бы один вопрос, который остался без ответа.
VI. Домашнее задание:
1. Выучить наизусть стих-е «Послушайте».
2. К. Чуковский говорил о Маяковском, что он « поэт грома и грохота, … не приспособленный к тишине». Напишите сочинение-миниатюру о своих впечатлениях от поэзий, в которых вы услышали иного Маяковского.
 Приложение
1. Фотоматериалы к биографии Маяковского.
2. Мультимедийная творческая работа учеников.
Категорія: матеріали семінарів | Додав: cur-rvo
Переглядів: 1221 | Завантажень: 1 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Форма входу
Пошук
Друзі сайту
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Copyright MyCorp © 2024
Безкоштовний конструктор сайтів - uCoz